Правила перевозки литий-ионных аккумуляторов
В целях безопасности воздушных перевозок и на основании рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), изданных в электронном бюллетене от 13.03.2017 года HM EB 2017/23 AN 11/2.12, ряд государств запретили перевозку больших персональных электронных устройств (далее ПЭУ) в грузовых отсеках пассажирских воздушных судов по причине безопасности полетов.
В соответствии с РД Росавиации от 19.05.2017г., учитывая повсеместное распространение портативных устройств работающих на литиевых батареях, в Российской Федерации приняты некоторые правила перевозки литиево-ионных аккумуляторов, в зависимости от их удельной мощности.
Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью до 100 Вт/ч (литий-металлические аккумуляторы с содержанием лития не более 2 г (LC))
- мобильные телефоны
- видеокамеры
- часы
- портативные музыкальные плееры
- ноутбуки
- портативные медицинские приборы
Ручная кладь
- разрешается внутри оборудования
- запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания (например, посредством размещения в розничной упаковке, или обматывания лентой открытых полюсов, или размещения каждой батареи в отдельном пластиковом мешке или защитном пакете)
По согласованию с представителем авиакомпании портативные электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями (например, электронные сигареты, электронные трубки, персональные парогенераторы, электронные системы подачи никотина)
Зарегистрированный багаж
- должны находиться внутри оборудования
- должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
- провоз запасных аккумуляторов (не вставленных в оборудование) запрещен!
Портативные электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями (например, электронные сигареты, электронные трубки, персональные парогенераторы, электронные системы подачи никотина)
Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью 100–160 Вт/ч (литий-металлические аккумуляторы с содержанием лития 2–8 г (LC))
- ноутбуки с увеличенным ресурсом
- профессиональное аудио- и видео-оборудование
- портативные медицинские приборы
Ручная кладь
- требуется разрешение авиакомпании (через CALL-центр или представителя авиакомпании во внебазовом аэропорту)
- разрешается внутри оборудования
- должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
- запасные батареи должны отдельно
- защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания (например, посредством размещения в розничной упаковке, или обматывания лентой открытых полюсов, или размещения каждой батареи в отдельном пластиковом мешке или защитном пакете); одному пассажиру разрешается перевозить не более двух запасных литий-металлических батарей.
Зарегистрированный багаж
- требуется разрешение авиакомпании
- должны находиться внутри оборудования
- должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
- провоз запасных аккумуляторов (не вставленных в оборудование) запрещен!
Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью более 160 Вт/ч
- промышленное оборудование, включенное в некоторые электрические и гибридные транспортные средства;
- мобильные устройства и мопеды.
Запрещается провозить в багаже и ручной клади и подлежат предъявлению и перевозке как «опасный груз» в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN\905).
Исключения
Кресла-каталки или аналогичные мобильные средства передвижения, работающие на литий-ионных аккумуляторах с удельной мощностью более 160 Вт/ч, используемые пассажирами с ограниченной подвижностью вследствие особого состояния здоровья, возраста или временных состояний (например, при переломе ноги).
Условия санкционирования специальной перевозки подвижного средства/кресла-каталки:
- Командира воздушного судна необходимо ставить в известность о месте расположения ионно-литиевой(ых) батареи(й).
- Требуется разрешение авиакомпании.
- Средства передвижения должны перевозиться таким образом, чтобы они были защищены от повреждений, вызываемых перемещением багажа, почты, бортприпасов или другого груза.
- Можно провозить как зарегистрированный багаж при условии:
- клеммы батареи защищены от коротких замыканий (например, посредством ограждения в батарейном ящике);
- батарея надежно закреплена в средстве передвижения;
- электрические цепи должны быть изолированы.
- Если подвижное средство/кресло-каталка сконструировано так, что имеется возможность пользователем извлечь батарею (например, складное), то:
- батарея должна быть извлечена;
- батареи должны быть защищены от короткого замыкания путем изоляции терминала (заклеив лентой);
- снятые батареи должны быть защищены от повреждений (помещены в защитную упаковку). Батареи должны провозиться в пассажирском салоне;
- мощность батареи не должна превышать 300 Вт/ч;
- можно провозить только одну запасную батарею мощностью не более 300 Вт/ч, или две запасные батареи, каждая из которых не превышает мощности в 160 Вт/ч.
Малогабаритные средства для личного передвижения
Работают на литий-ионных аккумуляторах (батареях):
- моноколеса
- сегвеи (мини-сегвеи);
- ховерборды;
- гироскутеры
- электросамокаты
На основании рекомендаций IATA, воздушная перевозка указанных средств на рейсах ПАО «Аэрофлот» возможна в качестве зарегистрированного багажа при условии отсутствия в средстве передвижения литиевой батареи.
Извлеченная из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке только в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы — 160 Ватт-час (Вт/ч, W/h).
Малогабаритное средство с встроенной (не извлекаемой) литиевой батареей можно провозить при оформлении его в качестве «опасного груза» через грузовой терминал аэропорта.