Правила перевозки литий-ионных аккумуляторов

В целях безопасности воздушных перевозок и на основании рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), изданных в электронном бюллетене от 13.03.2017 года HM EB 2017/23 AN 11/2.12, ряд государств запретили перевозку больших персональных электронных устройств (далее ПЭУ) в грузовых отсеках пассажирских воздушных судов по причине безопасности полетов.

В соответствии с РД Росавиации от 19.05.2017г., учитывая повсеместное распространение портативных устройств работающих на литиевых батареях, в Российской Федерации приняты некоторые правила перевозки литиево-ионных аккумуляторов, в зависимости от их удельной мощности.

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью до 100 Вт/ч (литий-металлические аккумуляторы с содержанием лития не более 2 г (LC))

  • мобильные телефоны
  • видеокамеры
  • часы
  • портативные музыкальные плееры
  • ноутбуки
  • портативные медицинские приборы

Ручная кладь

  • разрешается внутри оборудования
  • запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания (например, посредством размещения в розничной упаковке, или обматывания лентой открытых полюсов, или размещения каждой батареи в отдельном пластиковом мешке или защитном пакете)

По согласованию с представителем авиакомпании портативные электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями (например, электронные сигареты, электронные трубки, персональные парогенераторы, электронные системы подачи никотина)

Зарегистрированный багаж

  • должны находиться внутри оборудования
  • должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
  • провоз запасных аккумуляторов (не вставленных в оборудование) запрещен!

Портативные электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями (например, электронные сигареты, электронные трубки, персональные парогенераторы, электронные системы подачи никотина)

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью 100–160 Вт/ч (литий-металлические аккумуляторы с содержанием лития 2–8 г (LC))

  • ноутбуки с увеличенным ресурсом
  • профессиональное аудио- и видео-оборудование
  • портативные медицинские приборы

Ручная кладь

  • требуется разрешение авиакомпании (через CALL-центр или представителя авиакомпании во внебазовом аэропорту)
  • разрешается внутри оборудования
  • должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
  • запасные батареи должны отдельно
  • защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания (например, посредством размещения в розничной упаковке, или обматывания лентой открытых полюсов, или размещения каждой батареи в отдельном пластиковом мешке или защитном пакете); одному пассажиру разрешается перевозить не более двух запасных литий-металлических батарей.

Зарегистрированный багаж

  • требуется разрешение авиакомпании
  • должны находиться внутри оборудования
  • должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие
  • провоз запасных аккумуляторов (не вставленных в оборудование) запрещен!

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью более 160 Вт/ч

  • промышленное оборудование, включенное в некоторые электрические и гибридные транспортные средства;
  • мобильные устройства и мопеды.

Запрещается провозить в багаже и ручной клади и подлежат предъявлению и перевозке как «опасный груз» в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN\905).

Исключения

Кресла-каталки или аналогичные мобильные средства передвижения, работающие на литий-ионных аккумуляторах с удельной мощностью более 160 Вт/ч, используемые пассажирами с ограниченной подвижностью вследствие особого состояния здоровья, возраста или временных состояний (например, при переломе ноги).

Условия санкционирования специальной перевозки подвижного средства/кресла-каталки:

  1. Командира воздушного судна необходимо ставить в известность о месте расположения ионно-литиевой(ых) батареи(й).
  2. Требуется разрешение авиакомпании.
  3. Средства передвижения должны перевозиться таким образом, чтобы они были защищены от повреждений, вызываемых перемещением багажа, почты, бортприпасов или другого груза.
  4. Можно провозить как зарегистрированный багаж при условии:
    • клеммы батареи защищены от коротких замыканий (например, посредством ограждения в батарейном ящике);
    • батарея надежно закреплена в средстве передвижения;
    • электрические цепи должны быть изолированы.
  5. Если подвижное средство/кресло-каталка сконструировано так, что имеется возможность пользователем извлечь батарею (например, складное), то:
    • батарея должна быть извлечена;
    • батареи должны быть защищены от короткого замыкания путем изоляции терминала (заклеив лентой);
    • снятые батареи должны быть защищены от повреждений (помещены в защитную упаковку). Батареи должны провозиться в пассажирском салоне;
    • мощность батареи не должна превышать 300 Вт/ч;
    • можно провозить только одну запасную батарею мощностью не более 300 Вт/ч, или две запасные батареи, каждая из которых не превышает мощности в 160 Вт/ч.

Малогабаритные средства для личного передвижения

Работают на литий-ионных аккумуляторах (батареях):

  • моноколеса
  • сегвеи (мини-сегвеи);
  • ховерборды;
  • гироскутеры
  • электросамокаты

На основании рекомендаций IATA, воздушная перевозка указанных средств на рейсах ПАО «Аэрофлот» возможна в качестве зарегистрированного багажа при условии отсутствия в средстве передвижения литиевой батареи.

Извлеченная из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке только в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы — 160 Ватт-час (Вт/ч, W/h).

Малогабаритное средство с встроенной (не извлекаемой) литиевой батареей можно провозить при оформлении его в качестве «опасного груза» через грузовой терминал аэропорта.