90 лет гражданской авиации Башкортостана
Точной датой рождения башкирской авиации считается 7 июля 1933 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров БАССР об организации постоянного самостоятельного отряда сельскохозяйственной авиации. В 2023 году отрасли исполняется 90 лет. Предлагаем ознакомиться с важными событиями в истории ее развития и становления.
1911
![](/upload/medialibrary/images/1911.jpg)
22 июля московский лётчик Павел Андрианович Кузнецов совершил первый полёт над Уфой на самолёте «Блерио». Разъезжая по городам России с платными лекциями и демонстрационными полётами, лётчик доказывал победу человека над силами воздушной стихии. Кузнецов являлся одним из четырех дипломированных пилотов-авиаторов Императорского Всероссийского аэроклуба, преподавал в офицерской авиашколе, издал две книги — первый учебник по пилотированию и техническое описание «Блерио-ХI».
1923
![](/upload/medialibrary/images/1923.jpg)
В марте образовано Башкирское отделение Общества друзей воздушного флота из представителей промышленности и Главного управления рабоче-крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлота) в целях пропаганды и сбора средств для авиационного строительства. Общество занималось сбором средств от населения для строительства авиации, на вырученные средства строились самолеты, передававшиеся затем Красной Армии и Российскому обществу добровольного воздушного флота.
1924
![](/upload/medialibrary/images/1924.jpg)
11 мая более 2000 уфимцев вышли на первый комсомольско-молодежный субботник по расчистке площадки для первого аэродрома. Место для него выбрали рядом с бывшим загородным домом купца Костерина («Дом с петушком») в Восточной слободе (район современного Южного автовокзала).
В то время на авиапредприятии не было искусственного покрытия, отсутствовала система посадки в сложных метеоусловиях и в ночное время. Все управление располагалось в двухэтажном здании-теремке.
1933
![](/upload/medialibrary/images/1933.jpg)
7 июля вышло постановление Совета народных комиссаров БАССР №707. В нем говорилось: «Организовать в БАССР постоянный самостоятельный отряд сельскохозяйственной авиации, в соответствии с чем просить ВГСХ укомплектовать его необходимым самолетомоторным парком, часть которого, помимо сельхозработ, использовать для почтовой авиасвязи, открыв к 15 июля 1933 года первую авиалинию по кольцевому маршруту: Уфа — Магнитогорск — Белорецк — Толбазы — Стерлитамак — Ишимбаево — Мраково — Баймак — Тукан — Архангельское — Уфа.
1933
![](/upload/medialibrary/images/1933(2).jpg)
14 августа Башкирский Центральный Исполнительный комитет и Башсовнарком приняли совместное постановление об организации Уфимского аэроклуба. Его открытие было приурочено к празднику Дня Воздушного Флота СССР 18 августа 1933 года.
1934
![](/upload/medialibrary/images/1934.jpg)
В 1934 году авиаотряд был переименован в 209 Башкирский авиаотряд. За первые три года своего существования авиаотряд выполнил 2288 различных полетных заданий, из них 1588 — рейсовых.
По итогам работы в 1934 году ЦИК БАССР наградил лучших авиаторов ценными подарками и почетными грамотами. Было выполнено более 2000 полетных заданий, на самолетах перевезено 2769 пассажиров, 145 736 кг почты и грузов. Самолеты обслуживали 14 глубинных районов республики.
В предвоенные годы Уфимский авиаотряд был оснащен разнотипными самолетами: от АК-1 до Р-5 и У-2 различных модификаций.
1936
![](/upload/medialibrary/images/1936.png)
В январе был выполнен первый рейс из уфимского аэропорта в Москву на моноплане «Сталь-3» конструкции А.Н. Туполева. До этого рейсы выполнялись по основным республиканским линиям: Уфа-Янаул (длина трассы — 200 км), Уфа-Белорецк (230 км) и Уфа-Исянгулово (360 км).
6-местный «Сталь-3» с успехом применялся на воздушных линиях до самой войны.
1939
![](/upload/medialibrary/images/1939.jpg)
Из столицы Башкирии впервые запустили перелеты в близлежащие регионы — Казань, Ижевск, Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Пермь, Куйбышев (Самару) и Оренбург.
1941-1945
![](/upload/medialibrary/images/1941-1945.jpg)
В годы Великой Отечественной войны многие гражданские пилоты и авиаспециалисты Башкирии ушли на фронт. На грузовых самолетах Г-2 непрерывно доставлялись военные грузы и оборудование с заводов из Белорецка.
После окончания войны в республике продолжало расти количество почтовых маршрутов, широко применялась санитарная авиация, обслуживались нефтеперерабатывающие заводы. В сельском хозяйстве повсеместно использовалась сельхозавиация. Много полетов выполнялось по охране леса, для аэрофотосъемок и многих других назначений. Ежегодно экипажи уфимских пилотов командировались на авиационные химические работы в Среднюю Азию.
1954
![](/upload/medialibrary/images/1954.jpg)
На грунтовый аэродром в Уфе впервые сел самолет Ан-2.
С этого момента начинается активное строительство местных аэропортов. Одновременно с самолетами Ан-2 начинается эксплуатация в гражданской авиации вертолетов Ми-1.
1955
Впервые открыта воздушная линия Уфа — Молотов (Пермь).
1959
![](/upload/medialibrary/images/1959.png)
1 июня открыта новая авиалиния Уфа-Куйбышев (Самара)-Саратов-Сталинград (Волгоград)-Минеральные Воды. Обслуживал этот рейс самолет Ли-2.
1962
![](/upload/medialibrary/images/1962.jpg)
6 февраля на Ил-18 совершен первый прямой рейс Ленинград — Уфа.
1962
22 ноября произошла сдача первой очереди нового аэродрома «Уфа» в районе села Булгаково: бетонной взлетно-посадочной полосы длиной в несколько километров для приема реактивных самолетов Ту-124, турбовинтовых Ил-18, Ан-10, стоянок самолетов, рулежных дорожек, радиотехнических средств захода самолетов на посадку при сложных метеоусловиях, были установлены радиолокаторы для помощи летчикам в выборе курса при заходе на посадку. Наличие бетонной взлетно-посадочной полосы способствовало бурному развитию гражданской авиации в столице республики. Первым на новый аэродром приземлился Ли-2.
1964
![](/upload/medialibrary/images/1964.jpg)
14 апреля в Уфе приземлился 50-местный реактивный самолет Ту-124. Это был технический рейс Куйбышев-Уфа -Куйбышев. Затем этот самолет эксплуатировался для полетов в Минеральные Воды.
1965
![](/upload/medialibrary/images/1965.jpg)
15 мая открыты новые авиалинии Уфа-Адлер (прямой рейс без пересадки), Уфа-Красноярск-Владивосток.
1967
Уфа получила первые турбовинтовые Ан-24. Это был замечательные скоростные самолеты, вмещающие около 50 пассажиров. В Белорецке началась установка оборудования для приема и выпуска самолетов в ночное время. Затем такое же оснащение получили Сибай и Николо-Березовка.
1969
![](/upload/medialibrary/images/1969.jpg)
Вертолетчики Башкирии начали работу на Ка-26.
1970
Возле аэровокзала Уфы открыта пятиэтажная гостиница на 300 мест для транзитных пассажиров и отдыха экипажей самолетов.
1972
![](/upload/medialibrary/images/1972.jpg)
В Уфимском объединенном авиаотряде начинает работать эскадрилья самолетов Ту-134. Регулярными стали рейсы не только в Москву и в южные города, но и в районы Крайнего Севера.
1974
![](/upload/medialibrary/images/1974.jpg)
Начинают выполнятся первые регулярные рейсы на Ту-154, самом массовом советском реактивном пассажирском самолёте, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны. Рассчитанный на перевозку 152 — 180 пассажиров, Ту-154 — был одним из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров, с крейсерской скоростью более 900 км/ч.
1977
7 ноября в уфимском аэропорту открыт Музей истории развития авиации в Башкирии.
1980
Впервые введен рейс Сочи — Уфа — Тюмень — Иркутск — Хабаровск.
1985
Из Уфы можно было вылететь прямыми рейсами во многие столицы союзных республик СССР (Алма-Ата, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Душанбе, Киев, Минск, Рига, Ташкент, Тбилиси).
1988
![](/upload/medialibrary/images/1988.jpg)
15 ноября корабль-ракетоплан «Буран» совершил первый и единственный космический полёт в автоматическом режиме. Он приземлился на полосе аэродрома «Юбилейный» космодрома Байконур. Аэродром Уфы был выбран в качестве запасного, в процессе подготовки программы в 1980-е годы была построена вторая взлетно-посадочная полоса как резервная для его приземления.
1989
В октябре был выполнен первый международный рейс из аэропорта «Уфа» в ГДР.
1991
![](/upload/medialibrary/images/1991.jpg)
Уфимский объединенный авиаотряд вышел из состава Приволжского управления гражданской авиации и был преобразован в ФГУП «Авиакомпания «Башкирские авиалинии». В том же году в аэропорту «Уфа» была введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса.
1994
8 сентября Распоряжением Правительства РФ аэропорт «Уфа» открыт для международных полетов, ему придан статус международного. Для обеспечения круглосуточного таможенного контроля в авиационном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации создан таможенный пост «Уфа-аэропорт».
1996
![](/upload/medialibrary/images/1996.jpg)
23 августа пилоты экипажа Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии» выполняли рейс из Анапы в Уфу. Самолет столкнулся со стаей птиц, но, благодаря мужеству лётчиков, трагедии удалось избежать. Одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель. Удар был такой силы, что титановые лопатки турбины погнулись и раскрошились, вместо двигателя осталась пустая «бочка». Они смогли посадить самолет и спасли жизни более 70 пассажиров.
В июне 2022 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о присвоении ордена Мужества членам экипажа за спасение пассажиров. Заслуженных наград удостоены командир экипажа Владимир Былда (посмертно), второй пилот Константин Бузанов, бортмеханик Петр Филипов, штурман Салават Хабиров.
2000
![](/upload/medialibrary/images/2000.jpg)
В 2000 году аэропорт «Уфа» вышел из состава ФГУП: «Авиакомпания «Башкирские авиалинии» и начал функционировать самостоятельно.
2007
В уфимском аэропорту была завершена широкомасштабная реконструкция: проводившаяся в рамках подготовки к 450-летию добровольного вхождения: Башкирии в состав России. Площадь аэровокзала увеличилась в 3 раза.
2009
По итогам успешного сертификационного аудита аэропорт получил: сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям: международного стандарта ISO 9001:2008. (область применения — «Наземное обслуживание пассажиров и багажа; обслуживание воздушных судов на перроне; авиатопливобеспечение воздушных перевозок и контроля качества: авиа ГСМ»).
2015
![](/upload/medialibrary/images/2015.jpg)
В рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Уфе модернизировали терминал международных авиалиний (площадь нового здания составила более 16,5 тысяч квадратных метров, пропускная способность терминала увеличилась в 4 раза — до 800 человек в час) и провели реконструкцию аэродромного комплекса (был расширен перрон, построены семь стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов, площадка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью).
С 7 по 11 июля 2015 года аэропорт обслужил 28 воздушных судов с государственными делегациями и гостями саммитов ШОС и БРИКС, из которых 14 — с первыми лицами стран-участниц форумов, более 20 рейсов бизнес-авиации и более 30 грузовых рейсов.
2017
![](/upload/medialibrary/images/2017.jpg)
В рамках окончания второго этапа модернизации аэродрома «Уфа» была введена в эксплуатацию реконструированная вторая искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП-2),а также построена соединительная дорожка между двумя полосами длиной 1200 метров.
Коэффициент несущей способности действующей ИВПП-2 дает аэропорту «Уфа» возможность принимать такие воздушные суда как Boeing-747, Boeing-777, Ан-124 «Руслан», Airbus A330 без каких-либо ограничений, в том числе по количеству взлетов и посадок.
2018
Одним из важных событий стало начало реконструкции аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. По проекту, к мощностям обновленного терминала добавились два телескопических трапа, увеличилась зона выдачи багажа.
2019
![](/upload/medialibrary/images/2019(1).jpg)
31 мая международному аэропорту «Уфа» было присвоено имя народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.
Имена для 44 российских аэропортов были отобраны в рамках проекта «Великие имена России». В голосовании участвовали почти 195 000 человек, 49% из них предложили назвать аэропорт в честь Мустая Карима.
2019
26 августа в аэропорту «Уфа» состоялось торжественное открытие Центра по ремонту и техническому обслуживанию региональных и ближнемагистральных воздушных судов авиакомпании «ЮТэйр» на базе реконструированного ангара Ту-134 аэропорта «Уфа».
В декабре был установлен исторический рекорд по пассажиропотоку: впервые в своей истории воздушная гавань за год обслужила 3,6 млн. человек.
2020
5 ноября аэропорту «Уфа», несмотря на пандемию COVID-19, удалось обслужить двухмиллионного пассажира, первым среди аэропортов Приволжского федерального округа.
По итогам 2020 года аэропорт «Уфа» сохранил за собой звание крупнейшего аэропорта Приволжского федерального округа, заняв 1 место в ПФО по пассажиропотоку. За год количество обслуженных пассажиров составило 2,37 млн человек, было выполнено 13,2 тыс самолетовылетов.
2020
![](/upload/medialibrary/images/2020(ко второму тексту).jpg)
19 апреля в аэропорту «Уфа» начал работу объединенный терминал внутренних воздушных линий: единый комплекс из действующего и нового зданий. Общая площадь терминала выросла более чем в два раза — до 29 000 кв.м, пропускная способность — с 600 до 1200 человек в час. Были построены межтерминальные переходы — на первом и втором этажах зданий.
2021
![](/upload/medialibrary/images/2021.jpg)
В январе в аэропорту завершилась реконструкция привокзальной площади, а также модернизация автопарковочного комплекса. В результате изменилась схема движения транспорта, увеличились площадь автопарковочного комплекса и его пропускная способность. В 2021 году аэропорт «Уфа» установил новый исторический рекорд: его пассажиропоток составил более 4 млн пассажиров за год.
2022
![](/upload/medialibrary/images/2022(1).jpg)
Аэропорт «Уфа» получил 4 звезды в рейтинге престижного международного авиатранспортного агентства Skytrax. Высокой оценки удостоились качество обслуживания, предоставляемые продукты и услуги, а также функциональная работа терминалов по таким направлениям как авиационная безопасность, регистрация пассажиров и обработка багажа с дальнейшей транспортировкой, которые обеспечиваются по самым высоким стандартам.
2022
![](/upload/medialibrary/images/2022(2).jpg)
В августе начались масштабные работы по строительству навеса, соединяющего в единую архитектурную форму здания терминалов внутренних и международных авиалиний. Окончание строительных работ запланировано на 2024 год.
По итогам 2022 года пассажиропоток аэропорта «Уфа» составил рекордные 4 089 111 пассажиров.
Аэропорт «Уфа» в цифрах
![](/upload/medialibrary/images/1photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/2photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/3photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/4photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/5photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/6photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/7photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/8photo.jpg)
![](/upload/medialibrary/images/9photo.jpg)