90 лет гражданской авиации Башкортостана

Точной датой рождения башкирской авиации считается 7 июля 1933 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров БАССР об организации постоянного самостоятельного отряда сельскохозяйственной авиации. В 2023 году отрасли исполняется 90 лет. Предлагаем ознакомиться с важными событиями в истории ее развития и становления.

1911

22 июля московский лётчик Павел Андрианович Кузнецов совершил первый полёт над Уфой на самолёте «Блерио». Разъезжая по городам России с платными лекциями и демонстрационными полётами, лётчик доказывал победу человека над силами воздушной стихии. Кузнецов являлся одним из четырех дипломированных пилотов-авиаторов Императорского Всероссийского аэроклуба, преподавал в офицерской авиашколе, издал две книги — первый учебник по пилотированию и техническое описание «Блерио-ХI».

1923

В марте образовано Башкирское отделение Общества друзей воздушного флота из представителей промышленности и Главного управления рабоче-крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлота) в целях пропаганды и сбора средств для авиационного строительства. Общество занималось сбором средств от населения для строительства авиации, на вырученные средства строились самолеты, передававшиеся затем Красной Армии и Российскому обществу добровольного воздушного флота.

1924

11 мая более 2000 уфимцев вышли на первый комсомольско-молодежный субботник по расчистке площадки для первого аэродрома. Место для него выбрали рядом с бывшим загородным домом купца Костерина («Дом с петушком») в Восточной слободе (район современного Южного автовокзала).
В то время на авиапредприятии не было искусственного покрытия, отсутствовала система посадки в сложных метеоусловиях и в ночное время. Все управление располагалось в двухэтажном здании-теремке.

1933

7 июля вышло постановление Совета народных комиссаров БАССР №707. В нем говорилось: «Организовать в БАССР постоянный самостоятельный отряд сельскохозяйственной авиации, в соответствии с чем просить ВГСХ укомплектовать его необходимым самолетомоторным парком, часть которого, помимо сельхозработ, использовать для почтовой авиасвязи, открыв к 15 июля 1933 года первую авиалинию по кольцевому маршруту: Уфа — Магнитогорск — Белорецк — Толбазы — Стерлитамак — Ишимбаево — Мраково — Баймак — Тукан — Архангельское — Уфа.

1933

14 августа Башкирский Центральный Исполнительный комитет и Башсовнарком приняли совместное постановление об организации Уфимского аэроклуба. Его открытие было приурочено к празднику Дня Воздушного Флота СССР 18 августа 1933 года.

1934

В 1934 году авиаотряд был переименован в 209 Башкирский авиаотряд. За первые три года своего существования авиаотряд выполнил 2288 различных полетных заданий, из них 1588 — рейсовых.

По итогам работы в 1934 году ЦИК БАССР наградил лучших авиаторов ценными подарками и почетными грамотами. Было выполнено более 2000 полетных заданий, на самолетах перевезено 2769 пассажиров, 145 736 кг почты и грузов. Самолеты обслуживали 14 глубинных районов республики.

В предвоенные годы Уфимский авиаотряд был оснащен разнотипными самолетами: от АК-1 до Р-5 и У-2 различных модификаций.

1936

В январе был выполнен первый рейс из уфимского аэропорта в Москву на моноплане «Сталь-3» конструкции А.Н. Туполева. До этого рейсы выполнялись по основным республиканским линиям: Уфа-Янаул (длина трассы — 200 км), Уфа-Белорецк (230 км) и Уфа-Исянгулово (360 км).

6-местный «Сталь-3» с успехом применялся на воздушных линиях до самой войны.

1939

Из столицы Башкирии впервые запустили перелеты в близлежащие регионы — Казань, Ижевск, Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Пермь, Куйбышев (Самару) и Оренбург.

1941-1945

В годы Великой Отечественной войны многие гражданские пилоты и авиаспециалисты Башкирии ушли на фронт. На грузовых самолетах Г-2 непрерывно доставлялись военные грузы и оборудование с заводов из Белорецка.

После окончания войны в республике продолжало расти количество почтовых маршрутов, широко применялась санитарная авиация, обслуживались нефтеперерабатывающие заводы. В сельском хозяйстве повсеместно использовалась сельхозавиация. Много полетов выполнялось по охране леса, для аэрофотосъемок и многих других назначений. Ежегодно экипажи уфимских пилотов командировались на авиационные химические работы в Среднюю Азию.

1954

На грунтовый аэродром в Уфе впервые сел самолет Ан-2.

С этого момента начинается активное строительство местных аэропортов. Одновременно с самолетами Ан-2 начинается эксплуатация в гражданской авиации вертолетов Ми-1.

1955

Впервые открыта воздушная линия Уфа — Молотов (Пермь).

1959

1 июня открыта новая авиалиния Уфа-Куйбышев (Самара)-Саратов-Сталинград (Волгоград)-Минеральные Воды. Обслуживал этот рейс самолет Ли-2.

1962

6 февраля на Ил-18 совершен первый прямой рейс Ленинград — Уфа.

1962

22 ноября произошла сдача первой очереди нового аэродрома «Уфа» в районе села Булгаково: бетонной взлетно-посадочной полосы длиной в несколько километров для приема реактивных самолетов Ту-124, турбовинтовых Ил-18, Ан-10, стоянок самолетов, рулежных дорожек, радиотехнических средств захода самолетов на посадку при сложных метеоусловиях, были установлены радиолокаторы для помощи летчикам в выборе курса при заходе на посадку. Наличие бетонной взлетно-посадочной полосы способствовало бурному развитию гражданской авиации в столице республики. Первым на новый аэродром приземлился Ли-2.

1964

14 апреля в Уфе приземлился 50-местный реактивный самолет Ту-124. Это был технический рейс Куйбышев-Уфа -Куйбышев. Затем этот самолет эксплуатировался для полетов в Минеральные Воды.

1965

15 мая открыты новые авиалинии Уфа-Адлер (прямой рейс без пересадки), Уфа-Красноярск-Владивосток.

1967

Уфа получила первые турбовинтовые Ан-24. Это был замечательные скоростные самолеты, вмещающие около 50 пассажиров. В Белорецке началась установка оборудования для приема и выпуска самолетов в ночное время. Затем такое же оснащение получили Сибай и Николо-Березовка.

1969

Вертолетчики Башкирии начали работу на Ка-26.

1970

Возле аэровокзала Уфы открыта пятиэтажная гостиница на 300 мест для транзитных пассажиров и отдыха экипажей самолетов.

1972

В Уфимском объединенном авиаотряде начинает работать эскадрилья самолетов Ту-134. Регулярными стали рейсы не только в Москву и в южные города, но и в районы Крайнего Севера.

1974

Начинают выполнятся первые регулярные рейсы на Ту-154, самом массовом советском реактивном пассажирском самолёте, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны. Рассчитанный на перевозку 152 — 180 пассажиров, Ту-154 — был одним из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров, с крейсерской скоростью более 900 км/ч.

1977

7 ноября в уфимском аэропорту открыт Музей истории развития авиации в Башкирии.

1980

Впервые введен рейс Сочи — Уфа — Тюмень — Иркутск — Хабаровск.

1985

Из Уфы можно было вылететь прямыми рейсами во многие столицы союзных республик СССР (Алма-Ата, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Душанбе, Киев, Минск, Рига, Ташкент, Тбилиси).

1988

15 ноября корабль-ракетоплан «Буран» совершил первый и единственный космический полёт в автоматическом режиме. Он приземлился на полосе аэродрома «Юбилейный» космодрома Байконур. Аэродром Уфы был выбран в качестве запасного, в процессе подготовки программы в 1980-е годы была построена вторая взлетно-посадочная полоса как резервная для его приземления.

1989

В октябре был выполнен первый международный рейс из аэропорта «Уфа» в ГДР.

1991

Уфимский объединенный авиаотряд вышел из состава Приволжского управления гражданской авиации и был преобразован в ФГУП «Авиакомпания «Башкирские авиалинии». В том же году в аэропорту «Уфа» была введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса.

1994

8 сентября Распоряжением Правительства РФ аэропорт «Уфа» открыт для международных полетов, ему придан статус международного. Для обеспечения круглосуточного таможенного контроля в авиационном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации создан таможенный пост «Уфа-аэропорт».

1996

23 августа пилоты экипажа Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии» выполняли рейс из Анапы в Уфу. Самолет столкнулся со стаей птиц, но, благодаря мужеству лётчиков, трагедии удалось избежать. Одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель. Удар был такой силы, что титановые лопатки турбины погнулись и раскрошились, вместо двигателя осталась пустая «бочка». Они смогли посадить самолет и спасли жизни более 70 пассажиров.

В июне 2022 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о присвоении ордена Мужества членам экипажа за спасение пассажиров. Заслуженных наград удостоены командир экипажа Владимир Былда (посмертно), второй пилот Константин Бузанов, бортмеханик Петр Филипов, штурман Салават Хабиров.

2000

В 2000 году аэропорт «Уфа» вышел из состава ФГУП: «Авиакомпания «Башкирские авиалинии» и начал функционировать самостоятельно.

2007

В уфимском аэропорту была завершена широкомасштабная реконструкция: проводившаяся в рамках подготовки к 450-летию добровольного вхождения: Башкирии в состав России. Площадь аэровокзала увеличилась в 3 раза.

2009

По итогам успешного сертификационного аудита аэропорт получил: сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям: международного стандарта ISO 9001:2008. (область применения — «Наземное обслуживание пассажиров и багажа; обслуживание воздушных судов на перроне; авиатопливобеспечение воздушных перевозок и контроля качества: авиа ГСМ»).

2015

В рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Уфе модернизировали терминал международных авиалиний (площадь нового здания составила более 16,5 тысяч квадратных метров, пропускная способность терминала увеличилась в 4 раза — до 800 человек в час) и провели реконструкцию аэродромного комплекса (был расширен перрон, построены семь стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов, площадка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью).

С 7 по 11 июля 2015 года аэропорт обслужил 28 воздушных судов с государственными делегациями и гостями саммитов ШОС и БРИКС, из которых 14 — с первыми лицами стран-участниц форумов, более 20 рейсов бизнес-авиации и более 30 грузовых рейсов.

2017

В рамках окончания второго этапа модернизации аэродрома «Уфа» была введена в эксплуатацию реконструированная вторая искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП-2),а также построена соединительная дорожка между двумя полосами длиной 1200 метров.

Коэффициент несущей способности действующей ИВПП-2 дает аэропорту «Уфа» возможность принимать такие воздушные суда как Boeing-747, Boeing-777, Ан-124 «Руслан», Airbus A330 без каких-либо ограничений, в том числе по количеству взлетов и посадок.

2018

Одним из важных событий стало начало реконструкции аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. По проекту, к мощностям обновленного терминала добавились два телескопических трапа, увеличилась зона выдачи багажа.

2019

31 мая международному аэропорту «Уфа» было присвоено имя народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Имена для 44 российских аэропортов были отобраны в рамках проекта «Великие имена России». В голосовании участвовали почти 195 000 человек, 49% из них предложили назвать аэропорт в честь Мустая Карима.

2019

26 августа в аэропорту «Уфа» состоялось торжественное открытие Центра по ремонту и техническому обслуживанию региональных и ближнемагистральных воздушных судов авиакомпании «ЮТэйр» на базе реконструированного ангара Ту-134 аэропорта «Уфа».

В декабре был установлен исторический рекорд по пассажиропотоку: впервые в своей истории воздушная гавань за год обслужила 3,6 млн. человек.

2020

5 ноября аэропорту «Уфа», несмотря на пандемию COVID-19, удалось обслужить двухмиллионного пассажира, первым среди аэропортов Приволжского федерального округа.

По итогам 2020 года аэропорт «Уфа» сохранил за собой звание крупнейшего аэропорта Приволжского федерального округа, заняв 1 место в ПФО по пассажиропотоку. За год количество обслуженных пассажиров составило 2,37 млн человек, было выполнено 13,2 тыс самолетовылетов.

2020

19 апреля в аэропорту «Уфа» начал работу объединенный терминал внутренних воздушных линий: единый комплекс из действующего и нового зданий. Общая площадь терминала выросла более чем в два раза — до 29 000 кв.м, пропускная способность — с 600 до 1200 человек в час. Были построены межтерминальные переходы — на первом и втором этажах зданий.

2021

В январе в аэропорту завершилась реконструкция привокзальной площади, а также модернизация автопарковочного комплекса. В результате изменилась схема движения транспорта, увеличились площадь автопарковочного комплекса и его пропускная способность. В 2021 году аэропорт «Уфа» установил новый исторический рекорд: его пассажиропоток составил более 4 млн пассажиров за год.

2022

Аэропорт «Уфа» получил 4 звезды в рейтинге престижного международного авиатранспортного агентства Skytrax. Высокой оценки удостоились качество обслуживания, предоставляемые продукты и услуги, а также функциональная работа терминалов по таким направлениям как авиационная безопасность, регистрация пассажиров и обработка багажа с дальнейшей транспортировкой, которые обеспечиваются по самым высоким стандартам.

2022

В августе начались масштабные работы по строительству навеса, соединяющего в единую архитектурную форму здания терминалов внутренних и международных авиалиний. Окончание строительных работ запланировано на 2024 год.

По итогам 2022 года пассажиропоток аэропорта «Уфа» составил рекордные 4 089 111 пассажиров.

Аэропорт «Уфа» в цифрах

.flex-img {display: inline-block; width: 100%; text-align: center;} .flex-img img.info-img {max-width: 500px; width: 100%; display: inline-block; padding: 10px;} .b-news-item img.text-img {width: 100%; max-width: 500px; margin-bottom: 40px;}