Гендиректор АО «Международный аэропорт «Уфа» А. Андреев: «Авиатранспортный рынок находится в процессе перемен»

В условиях роста цен на топливо, девальвации рубля, сокращения покупательской способности международный аэропорт «Уфа» не только нарастил объем пассажиропотока, продолжил модернизацию сервисной инфраструктуры, но и получил в 2018 году рекордную прибыль. О том, как удалось авиапредприятию сохранить положение одного из ведущих региональных аэропортов, а также о задачах, стоящих перед компанией на этот год, агентству «Интерфакс-Поволжье» рассказал генеральный директор АО «Международный аэропорт «Уфа» Александр Андреев.

— Александр Вадимович, как Вы охарактеризуете отечественный рынок авиаперевозок в целом?

— Российский рынок авиаперевозок достаточно уникальный: занимая около 3% от мирового объема перевозок, он довольно слабо в него интегрирован и не совпадает с ним по своим этапам развития, отстает. Причина этого — произошедшее после распада СССР разрушение всего технологического комплекса в сфере авиации, последствия которого мы преодолеваем до сих пор.

В этих условиях руководством страны совместно с регулирующими органами определен и реализуется ряд задач и приоритетов развития отрасли. Прежде всего — сокращение количества внутрироссийских рейсов, которые выполняются с пересадкой в Москве, доведение их числа до 50% к 2024 году, а также модернизация инфраструктуры и расширение маршрутной сети.

Еще одним сдерживающим развитие отрасли фактором является экономика. Например, отсутствие строго определенных условий конкуренции между авиакомпаниями и рост стоимости ГСМ. В настоящее время авиаперевозчики решают дилемму: либо добиваться увеличения объемов субсидирования на фоне роста собственных убытков, либо повышать цены на авиабилеты. Мы фиксируем, что за I квартал этого года стоимость авиабилетов выросла более чем на 8%. Если цена на билеты будет и дальше расти, то это отразится на количестве авиарейсов — оно сократится.

— Это наблюдается и на региональном уровне?

— Конечно. В этих условиях перспективы аэропорта Уфы, аналогично другим региональным аэропортам, довольно неопределенны. Хотя мы в силу географической удаленности от центра и объективных экономических причин — наличия устойчивого спроса на пассажирские перевозки — чувствуем себя спокойно.

Сегодня и авиатранспортный рынок, и образующие его предприятия находятся в процессе перемен. Задача нашего аэропорта — своевременно реагировать на быстро меняющиеся условия и соответствовать требованиям времени: современному пониманию экономики, безопасности и уровня сервиса.

Мы входим в «десятку» ведущих аэропортов по объему перевозок, в число лучших региональных аэропортов России по эффективности и будем делать все возможное, чтобы это положение сохранить.

— Спокойствие менеджмента республиканского авиаузла основано также на объективных экономических показателях, достигнутых в прошлом году, что обеспечило хороший задел на 2019 год?

— Несомненно. По итогам прошлого года мы получили 905 млн рублей чистой прибыли. Это — выше среднероссийских показателей и в 10 больше, чем аэропорт получал 7 лет назад. Производительность труда персонала за 2018 год выросла на 30%, рост неавиационных доходов составил 15%. Во многом положительная динамика обусловлена проведением аэропортом консервативной финансовой политики: предприятие реализует целевую программу повышения эффективности, оптимизирует расходы. Пассажиропоток по итогам года достиг рекордного уровня в 3,241 млн пассажиров, рост превысил 15%. Наблюдаем мы и увеличивающийся спрос со стороны жителей региона на перелеты в направлении международных и российских курортов, рост международных перевозок составил 22%.

В 2019 году мы прогнозируем сопоставимую с прошлым годом экономическую ситуацию, планируем сохранить показатели на уровне предыдущего года — как по пассажиропотоку, так и по иным экономическим показателям. Хотя и допускаем вероятность небольшого сокращения.

Наш аэропорт обслуживает более 40 российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих по почти 40 направлениям. Думаю, ситуация сохранится на этом же уровне.

Также в этом году мы будем повышать интенсивность коммуникаций с пассажирами с ограниченными физическими возможностями, будем проводить с ними встречи, рассказывать, что наше предприятие готово оказать им любую необходимую помощь для их комфортного пребывания.

— Не первый год уфимский авиаузел ведет модернизацию инфраструктуры, впереди — огромный объем работы по реконструкции терминала внутренних воздушных линий. Виден ли свет в конце строительно-монтажного тоннеля?

— Проект по реконструкции аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий сейчас проходит инвестиционную фазу. Модернизация аэровокзала предусматривает два крупных этапа и один подэтап. На первом — планируется модернизация площадей. Новый модуль терминала, включающий в себя зону прилета площадью 15-17 тыс. кв. м и два телетрапа, рассчитываем ввести в эксплуатацию ориентировочно в первом квартале следующего года.

Затем нам предстоит длительный технологический процесс интеграции здания терминала внутренних авиалиний в единое целое и унификации зоны прилета, позднее — реализация концепции единого аэровокзального комплекса. По окончании первого этапа работ пропускная способность внутреннего терминала увеличится с 900 до 1,2 тыс. пассажиров в час.

— Это — дорогостоящий проект. Привлекаете заемные средства?

— В основном строим на свои средства, 20% составил вклад акционера. Проектный объем затрат на первый этап составляет 2,5 млрд рублей. При этом хочу отметить, что целесообразность дальнейшего продолжения реконструкции, объем работ и сумма затрат будет определяться отдельно, исходя из экономических реалий и целесообразности.

Реализация уже начатого первого этапа — основной инвестиционный акцент на нашу ближайшую перспективу. Параллельно продолжаем производить незначительную модернизацию сервисного оборудования для поддержания его в хорошем эксплуатационном состоянии. Мы достаточно его обновили к 2015 году — к международным саммитам ШОС и БРИКС. Теперь важно просто сохранить хорошее эксплуатационное состояние.

— Четыре года назад был введен в эксплуатацию обновленный терминал международных авиалиний аэропорта стоимостью 1,7 млрд рублей. Площадь терминала, составляющая 17 тыс. кв. метров, и его техническая оснащенность рассчитаны на эксплуатацию с интенсивностью 6 рейсов в час на прилет и вылет. Как Вы считаете, оправданы ли были такие расходы?

— Потраченные на этот терминал средства — оправданы, даже несмотря на то, что пассажиропоток за рубеж сократился, и соотношение количества пассажиров на внутренних авиарейсах и международных сейчас составляет 8:2. В настоящее время терминал полностью загружен, потому как мы перевели туда часть потока пассажиров, вылетающих по внутрироссийским направлениям.

Да, пока технологически неудобно использовать для внутренних рейсов терминал международных линий на вылет, а терминал внутренних — на прилет. Но эта сложность будет со временем снята после ввода в эксплуатацию реконструируемого терминала внутренних линий.

— Дозагрузке международного терминала, очевидно, будет способствовать и открытие прямого рейса Уфа- Вена? Башкирия в этом году намерена вновь открыть представительство при торгпредстве Австрии, ликвидированное в 2010 году?

— Это очень перспективный проект как с точки зрения социокультурных и деловых связей, так и с точки зрения соответствия внешнеполитическим задачам — планам по открытию представительства. Прямые рейсы по маршруту Уфа — Вена с 3 июня будет выполнять авиакомпания «ЮТэйр» (Utair). Билеты в продаже уже появились.

Если обсуждать вопрос об эффективной дальности полетов в этом направлении — расстояние до Вены составляет 2,8 тыс.км — скорее всего, на первом этапе необходимо будет этот рейс субсидировать, «раскатывать». Планируем начать загрузку 126-кресельных воздушных судов с 50%, убытки компании пока будем компенсировать сами. Со временем загрузка бортов будет расти.

Думаю, через 3-4 года этот маршрут будет экономически оправдан, станет прибыльным. Само направление будет востребовано. После прекращения «Чешскими авиалиниями» (Czech Airlines) в конце прошлого года прямых авиаперелетов из Уфы в Прагу, сохранившийся устойчивый пассажиропоток во многом переориентируется на Австрию.

К тому же, учитывая весьма ограниченное количество прямых рейсов от нас в Европу, для авиапассажиров будут интересны поездки в расположенные рядом с Веной Мюнхен, Прагу и Загреб.

— Это — пример давнего сотрудничества с авиакомпанией?

— Один из примеров. С UTair мы реализуем совместную программу по развитию внутрироссийской маршрутной сети, соединяющей Уфу с городами- миллионниками. Эта программа социально ориентирована и коммерчески выгодна всем сторонам. В качестве примера приведу открытие рейсов Уфа — Казань, Уфа — Самара. На первом этапе эти рейсы субсидировались, в настоящее время вышли на безубыточный уровень.

— Вы участвовали в голосовании в конкурсе «Великие имена России» за название уфимской воздушной гавани?

— Да. Я проголосовал за то, чтобы аэропорт носил имя народного поэта Башкирии Мустая Карима. На мой взгляд, наше предприятие должно ассоциироваться с мирной картиной жизни, благополучием и иметь самобытное национальное звучание.

Интерфакс